Душа человека


В одном монастыре жил архиерей. Он держал у себя келейника, который ухаживал за архиереем, стлал ему постель, варил еду. Келейник был неграмотным. Архиерей держал его потому, что он всегда в спальне и в келье наводил порядок.

Однажды келейник запоздался. Приходит он к спальне и хотел прийти приготовить постель. Когда стал тянуть дверь спальни, то дверь была крепко заперта. Он так удивился: “Почему архиерей так рано лег спать?” Он хотел зайти к нему и просить извинения, но не хотел нарушать сон архиерея и стал прислушиваться. Если только архиерей не храпит, значит, он не спит, а если храпит, то он отошел ко сну. Но вместо храпения он услышал разговор. Говорил архиерей: ” Ну, душа, бери юбку, башмаки и отправляйся!”

Келейник испугался, что он нарушит архиерею тайное видение, и он поспешил убежать от дверей.

Все он думал, как бы спросить у архиерея о разговоре в спальне.

Однажды пошли они в баню. Когда он архиерея мыл, и думает себе: “Сейчас удобное время спросить у него о видении души”. Завел он разговор с архиереем, что может ли кто видеть душу человеческую? “Никому невозможно видеть душу человеческую,- говорит архиерей,- кто только угодит богу, тот только может видеть душу человеческую”.

Келейник бросил мыть архиерея и стал перед ним на колени и сказал: “Владыко, я не достоин тебя мыть, потому что ты достоин бога, всегда можешь видеть душу человеческую!” Архиерей удивился и говорит: “Откуда ты можешь знать, что я видел душу человеческую?” Тогда келейник ему и говорит: “Владыко, однажды я запоздал и не вовремя пришел стелить вашу постель. Ваша дверь оказалась закрыта, и я не посмел нарушить вашего сна и стал прислушиваться; вы сказали тогда: “Ну, душа, бери юбку, башмаки и отправляйся!” Вот вы тогда видели душу человеческую”.

Архиерей испугался, что его тайна будет раскрыта, и велел этой тайны никому не открывать: “За это я дам тебе большую награду. Чего хочешь, того и дам, проси у меня!” А келейник вдруг сказал: “Ничего мне не надо, ни... золота, ни серебра. Сколько бы вы мне ни дали, я все равно издер

Жу, а лучше поставьте меня попом и дайте мне приход. Это до смерти будет мне кусок”. Архиерей говорит ему: “Ты ведь неграмотный, как я тебе могу дать сан священника?” А келейник настаивает на своем: “Если поставите меня попом, то это я возьму”.

Наконец, архиерей думал, думал и додумался, что можно его отправить туда, где попов не было.

Архиерей поставил его попом, дал ему указ и направил его в Туруханск, где народ был совсем неграмотным.

Вперед этого попа в Туруханск отправили депешу, что едет поп. Тогда туруханский трапезник и сторож стали с нетерпением ждать попа.

Наконец-то поп приехал. Приходит к нему трапезник, подходит на благословение к священнику и ожидает его приказания. Поп ему приказывает, чтобы раньше вставал и звонил в колокол.

Утром рано встает трапезник и звонит в колокол. Народ стал собираться к обедне.

Когда набралось народу полная церковь, тогда поп приходит к северным дверям, заходит в алтарь, одеется в поповское облачение. Отворяет царские двери, выносит оттудова книгу и начинает всех градить. Люди, увидя священника, начали молиться, кто стоя, а кто на коленях.

Священник спросил: “Вы, прихожане, не знаете, какая это книга?” Прихожане говорят: “Нет, мы не знаем”. Тогда он говорит: “Нечего вам и читать”.

Поп раздевается и уходит домой. Прихожане все остаются в церкви и толкуют: “Зачем мы сказали, что не знаем эту книгу, надо бы сказать, что знаем”. Решили они, что на другой раз надо говорить, что все знаем.

И вот на другой раз священник пришел служить обедню. Оделся он, открыл царские двери, вынес книгу, стал градить и спрашивает: “Прихожане, знаете ли, какая эта книга?”

Тогда люди все в один голос ответили: “Знаем!” – “Ну, если знаете, тогда вам нечего и читать”,- сказал поп.

Такова была служба попа. Если говорят, что не знают книгу, то он говорит: “Не надо читать”, а если знают книгу, то он говорил тоже: “Не надо читать”.

Так всю свою жизнь поп провел в этом приходе.




Душа человека